Трудно найти человека, который не знает, какая еда нездоровая, большинство также в курсе проблем со здоровьем, которые могут возникнуть при ее употреблении (сердечно-сосудистые болезни, повышенное давление, набор веса и т.п.). Но, несмотря на все эти знания, мы продолжаем есть с удовольствием эту «мусорную еду». Есть ли этому научное объяснение?
Термин «мусорная еда» больше распространен в англоязычных странах, а с американского варианта английского это переводится как «суррогат, продукт с малой питательностью, но большим количеством калорий». В хот-догах, кока-коле, пицце, гамбургерах много красителей, загустителей, специальных пищевых добавок, которые обеспечивают аппетитный внешний вид и привлекательность этой пищи.
Патологическую привязанность к определенным продуктам изучает нутрициология, направление диетологии. Нутрициолог С.Уитерли много лет изучал эту проблему. Он описал механизмы такого выбора.
Первый – ощущение употребления пищи (вкус, запах и ощущения во рту при употреблении определенного продукта). Крупные производители такой еды расходуют баснословные суммы, чтобы выяснить, как именно должны хрустеть чипсы, и сколько пузырьков должны удовлетворить потребителя в газированных напитках.
Второй – количество и пропорция белков, жиров и углеводов в пище. Производители «быстрой» еды находят такое соотношение, соли, сахара и жиров, чтобы нам хотелось съесть ее еще и еще.
Магниты для потребителя
Чем привлекает нас вредная еда?
Динамическая контрастность – этот научный термин описывает сочетание противоположных ощущений в одном продукте, привлекающих наш мозг новизной: например, сочетание хрустящей оболочки с мягким вкусом внутри нее. Пример: панировка жареных куриных крылышек, хрустящая оболочка конфет Рафаэлло, глазурь на мороженом.
Повышенное слюноотделение активизирует процесс пищеварения. Не зря про вкусную еду говорят: «Слюнки текут!» Это в полной мере относится к жирным соусам типа майонеза, сливочному маслу, шоколаду, мороженому.
Воспоминания о прошлом приятном опыте употребления какого-то продукта. Аппетит может возбудить и запах вкусной еды, и даже упоминание в газете или журнале.
Что делать?
Постараться уменьшить количество «мусорной еды» в нашем рационе. Доказано, что если мы сокращаем ее количество, то уменьшается и тяга к ней. Конечно, это непросто, но давайте попробуем.