Задача иммунитета – защитить организм от любой агрессии, независимо от того, откуда она исходит. Как правило, любое заболевания сопровождается иммунной недостаточностью. Цель терапии таких состояний – коррекция с помощью эффективных, но не токсичных препаратов. Таковыми являются препараты иммуномодулирующего спектра действия из биологически активных веществ морских гидробионтов (лососевые, кальмары) и ламинарии японской. Основное отличие веществ морского происхождения от химических, чужеродных организму препаратов – мобилизация собственных ресурсов клеток, а не искусственное вклинивание в механимы функционирования нашего организма.
Наиболее эффективным фармакологическим действием обладают нуклеопротеиды ДНК молок осетровых и лососевых рыб. Их белки специфического состава – протамины (сальмины) – в отличие от белков других рыб и беспозвоночных (гистонов) обладают собственной высокой биологической активностью.
БАД к пище из молок лососей является биопрепаратом комплексного действия, и важную роль в нём играют свободные аминокислоты, образующиеся в процессе протеолиза. Количественно преобладают лизин и аргинин, источником которых служат протамины. Содержание таурина также достаточно велико.
ДНК из молок лососей оказывает стимулирующее действие на факторы иммунитета. Это биологически активное вещество усиливает гуморальный иммунный ответ, оказывая воздействие как на индуктивную, так и на продуктивную фазы антителообразования ДНК, корригирует иммунодефицитное состояние, умеренно повышая уровень гуморального иммунного ответа на корпускулярный антиген – эритроциты барана в широком диапазоне доз. При пероральном употреблении наблюдается умеренное повышение показателей. Что является положительным фактором, если учесть возможность бесконтрольного применения населением биологически активных добавок к пище на основе ДНК.
Главным фармакологическим свойством нуклеиновых кислот из молок лососевых рыб является стимуляция лейкопоэза, процессов регенерации и репарации при разных типах повреждений функциональной активности практически всех клеток иммунной системы. Механизм их действия связан с тем, что компоненты нуклеиновых кислот участвуют практически во всех адаптационных неспецифических защитно-приспособительных реакциях организма на раздражители.
Механизмы антиинфекционного действия низкомолекулярной ДНК из молок лососевых рыб в значительной степени связаны с активацией врождённого иммунитета, а также с тем, что она направляет иммунный ответ по пути Th-1 типа. Исследовали влияние ДНК из молок лососевых рыб на течение и исход экспериментального инфекционного процесса, вызванного E.coli (Беседнова и др., 1999). В контрольной группе мышей, не получавших нДНК, погибли все заражённые животные. Наиболее выраженный защитный эффект отмечен при однократном пероральном введении ДНК за сутки до заражения (65±2,9%), а также при двукратном введении за сутки до заражения (60,0±3,4%). Таким образом, нДНК можно использовать в качестве средства сопровождения базисной терапии.
Хроническая токсичность нДНК исследована на крысах в соответствии с международным стандартом в Институте питания РАМН (Беседнова, Эпштейн, 2010). Установлено, что ДНК в дозе, превышающей десятикратную рекомендацию, не оказывает отрицательного влияния на здоровье крыс, получавших биопрепарат в течение двух месяцев.
Низкомолекулярная ДНК из молок лососевых рыб также относится к числу биологически активных веществ природного происхождения, перспективных в качестве геропротекторов. Проведены исследования на базе Седанкинского дома-интерната для ветеранов. Пожилые люди в возрасте от 67 до 87 лет получали нДНК по 50 мг 1 раз в день в течение 30 дней (Шутикова и др., 2006а,б). Установлено, что нДНК у пожилых людей оказывает иммуномодулирующее действие на клеточный (повышение уровня CD3+-, CD4+-, CD8+-, CD16+-лимфоцитов) и гуморальный иммунный ответ (IgG, IgA, IgM), стимулирует пролиферацию В-лимфоцитов и фагоцитарную активность нейтрофилов, увеличивает функционально-метаболические резервы нейтрофилов (Шутикова, 2009).
Иммуноактивные пептиды из оптических ганглиев кальмара вперые в России были получены коллективом авторов под руководством академика РАМН д.м.н. Н.Н. Беседновой (Беседнова, Эпштейн, 2004; Запорожец, 2006; Кузнецова, 2009).
Биологически активными компонентами гидролизата кальмара являются регуляторные пептиды из нервной ткани кальмаров, образующиеся в результате ограниченного протеолиза пептидно-белковых предшественников. Эти соединения представляют собой необычные сочетания аминокислотных остатков и обладают значительной физиологической и биохимической активностью, выражающейся в способности к взаимодействию с иммуно- и нейрорегуляторами, ростовыми и трансформирующими факторами.
Поскольку биопрепарат позиционирован в качестве иммуномодулятора, в эксперименте было исследовано его действие на клеточные и гуморальные факторы врождённого и адаптивного иммунитета. Установлено, что гидролизат обладал ингибирующей активностью в отношении реакции трансплантат против хозяина. Важным его свойством явилось отсутствие у него митостатической и лимфотоксической активности. Стимуляция хемотоксической активности нейтрофилов пептидами демонстрирует их участие в реализации ключевого этапа в системе защиты организма от внедрения микроорганизмов.
Особенно ярко проявляется стимулирующее действие гидролизата на фагоцитарные процессы (как поглощение объектов, так и их переваривание) в макрофагах и полиморфноядерных лейкоцитах (ПМЯЛ). Для исследования влияния на процесс фагоцитоза его вводили мышам подкожно в дозах 5,0 и 0,05 мг/кг. Во все исследуемые сроки (до 21 дня) фагоцитарная активность ПМЯЛ животных, получивших гидролизат, оставалась на значительно более высоком уровне по отношению ко всем исследуемым микроорганизмам, чем в контрольной группе. Таким образом, биопрепарат значительно усиливает процессы поглощения патогенных микроорганизмов и уничтожения их в ПМЯЛ как здорового, так и иммунокомпрометированного организма.
Особое значение фагоцитоз и необходимость его усиления приобретают при инфекционных процессах, вызываемых факультативными внутриклеточными паразитами (сальмонеллами, иерсиниями и др.), для которых макрофаги являются местом их преимущественного размножения и сохранения. Ультраструктурные особенности макрофагов, инкубированных с гидролизатом нервной ткани кальмара, свидетельствуют о стимуляции их функционального состояния, что проявлялось отчетливыми изменениями поверхностной мембраны клеток с образованием многочисленных псевдоподий, дисперсией хроматина и расширением ядерных пор, появлением признаков повышения белоксинтетических и биоэнергетических процессов. Результаты применения сканирующей электронной микроскопии также свидетельствуют об активации макрофагов исследуемым гидролизатом.
Результаты изучения механизмов действия исследуемых пептидов из нервной ткани кальмаров на врождённый и адаптивный иммунитет (Беседнова, Эпштейн, 2004; Запорожец, 2006; Кузнецова, 2009) явилилсь экспериментальным обоснованием возможности и целесообразности применения этой БАД к пище в комплексе лечения различных болезней.
В целях изучения влияния пептидов на биосинтетические и метаболические процессы в нервной ткани, а также на состояние перекисного окисления липидов (ПОЛ) исследована активность холинэстеразы (ХЭ) методом Эллмана и содержание малонового альдегида (МДА) в крови пациентов в возрасте от 26 до 45 лет (Романенко и др., 2000). Исследованием установлено снижение уровня МДА на 23% при сохранении на 17% ниже исходного уровня через 1 мес. После прекращения приёма пептида. Снижение ПОЛ под влиянием гидролизата свидетельствует о его антиоксидантной системы организма. Полученные данные свидетельствуют о том, что пептиды в указанных дозах оказывают активирующее влияние на холинэргические структуры и ингибирующее – на процессы пероксидации.
Исследование эффективности пептидов из нервной ткани кальмара в онкологической практике проведено на кафедре ВГМУ (Лихобабин и др., 1996). Показатели иммунного статуса были в пределах нижней границы нормы в течение всего периода лекарственной терапии. Это особенно важно, если учитывать, что в схемы лечения включались кортикостероиды. Пациенты, в течение длительного времени получавшие пептид (30 дней по 2 мг в сутки, затем 30 дней перерыв, далее 30 дней снова приём препарата), практически не болели вирусными инфекциями. Установлено, что пептид является иммуномодулятором, эффективность которого при онкологических заболеваниях не ниже таковой тималина и тактивина, которые были взяты в качестве препаратов сравнения. Препарат применяется перорально и не требует инъекционных манипуляций, что также положительно его характеризует.
На базе Приморского краевого онкологического диспансера проведены исследования эффективности препарата в комплексе лечения онкогинекологических больных с иммунологическими нарушениями и послеоперационными осложнениями хирургических вмешательств (Запорожец и др., 2004; Грицюк и др., 2004). Пептидный препарат из нервной ткани кальмара оказался эффективным в предоперационной подготовке онкогинекологических больных. В обследование были включены 80 больных, находившихся на лечении в отделении онкогинекологии Краевого онкологического диспансера. У двух групп больных (опытной и контрольной) прослежены изменения иммунного статуса после операции. Установлено, что у больных, получавших пептид в предоперационном периоде, в сравнении с больными контрольной группы после операции повышался процент CD3+-лимфоцитов с 58±2,0% до 63,9±1,9%, р=0,04. Таким образом, использование пептидного препарата в комплексе предоперационной подготовки онкологических больных позволяет снизить число гнойно-воспалительных осложнений хирургического вмешательства, сократить срок заживления послеоперационной раны, а также сроки возвращения к нормальным значениям клинических и биохимических показателей крови.
Фукоидан - сульфатированный гетерополисахарид, обнаруженный в составе бурых водорослей и некоторых иглокожих. Многочисленные исследования последних 10-15 лет посвящены биологическому действию фукоиданов. Сообщается о противоопухолевых (Yamamoto et al, 1984; Maruyama et al., 1987; Ellouali et al., 2011-2019), иммуномодулирующих (Запорожец, Беседнова и др., 1995; Запорожец, Кузнецова и др., 2006), антибактериальных, антивирусных, противовоспалительных и других свойствах фукоиданов. По этой причине фукоиданы можно отнести к так называемым «поливалентным биомодуляторам».
Использованные материалы:
Беседнова Н.Н., Касьяненко Ю.И., Эпштейн Л.М., Гажа А.К. Иммунотропные свойства дезоксирибонуклеиновой кислоты из молок лососевых рыб // Антибиотики и химиотерапия. 1999. №10. С. 13-15
Беседнова Н.Н., Эпштейн Л.М. Иммуноактивные пептиды из гидробионтов и наземных животных. Владивосток. ТИНРО-Центр, 2004. 240 с.
Беседнова Н.Н., Эпштейн Л.М. Природный модификатор функций врождённого иммунитета. ДНК из молок дальневосточных лососей. Владивосток: Медицина ДВ, 2010. 188 с.
Грицюк Т.А., Запорожец Т.С., Беседнова Н.Н. и др. Биологически активная добавка Тинростим в профилактике и комплексном лечении послеоперационных осложнений в онкогинекологии // Методические рекомендации, утверждённые начальником департамента здравоохранения Администрации Приморского края. Владивосток, 2004
Запорожец Т.С., Беседнова Н.Н., Лоенко И.Н. Антибактериальная и иммуномодулирующая активность фукоидана // Антибиот. Химиотер. 1995. №40. С. 9-13
Запорожец Т.С., Эпштейн Л.М. и др. Опыт применения Тинростима – пептида из нервной ткани кальмара – для лечения гнойных ран // Материалы VIII Междунар. конф. «Здоровье семьи – XXI век». Гоа, Индия, 2004. С. 68-70.
Запорожец Т.С., Кузнецова Т.А., Смолина Т.П., Шевченко Н.М. и др. Иммунотропная и антикоагулянтная активность фукоидана из бурых водорослей // Микробиол. журн. 2006. С. 54-58
Запорожец Т.С. Клеточные и молекулярные механизмы иммуномодулирующего действия биополимеров морских гидробионтов: дис. … д-ра мед. наук. Владивосток, 2006. 365 с.
Кузнецова Т.А. Коррекция нарушений иммунитета и гемостаза биополимерами из морских гидробионтов (экспериментальные и клинические аспекты): дис. … д-ра мед. наук. Москва, 2009. 316 с.
Лихобабин В.Я., Запорожец Т.С., Беседнова Н.Н. и др. Использование ганглиина в комплексной терапии больных меланомой // Тез. Докл. III Национ. конгр. «Человек и лекарство». М., 1996. С. 156-157.
Романенко В.А., Ковалёв Н.Н., Еникеева Н.А., Эпштейн Л.М. Влияние биологически активной пищевой добавки из морских гидробионтов на холинэстеразную активность и перекисное окисление липидов сыворотки крови человека // Вопросы питания. 2000. № 5. С. 17-19.
Шутикова А.Л., Запорожец Т.С., Пивненко Т.Н. и др. Антиоксидантная активность БАВ «Моллюскам» в экспериментах in vitro // Материалы II Регион. науч. конф. «Исследования в области физико-химической биологии и биотехнологии». Владивосток: ТИБОХ ДВО РАН, 2006а. 138с.
Шутикова А.Л., Запорожец Т.С., Эпштейн Л.М. Влияние БАД «Моллюскам» на показатели клеточного и гуморального иммунитета у лиц пожилого возраста // Дальневост. мед. журн. 2006б. №3. С. 48-50
Шутикова А.Л. Иммуномодулирующие и антиоксидантные свойства биологически активных веществ из морских гидробионтов и их использование в гериатрической практике: автореф. Дис. … канд. мед. наук. Владивосток, 2009. 24 с.
Ellouali, M., Boisson-Vidal, C., Durand, P., Jozefonvicz, J., Antitumor activity of low molecular weight fucans extracted from brown seaweed Ascophyllum nodosum. Anticancer Res.1993, 13, 2011—2019.
Maruyama, H., Nakajima, J., Yamamoto, I., A study on the anticoagulant and fibrinolytic activities of a crude fucoidan from the edible brown seaweed Laminaria religiosa, with special reference to its inhibitory effect on the growth of sarcoma-180 ascites cells subcutaneously implanted into mice. Kitasato Arch. Exp. Med. 1987, 60, 105—121.
Yamamoto, I., Takahashi, M., Suzuki, T., Seino, H., et al., Antitumor effect of seaweeds. IV. Enhancement of antitumor activity by sulfation of a crude fucoidan fraction from Sargassum kjellmanianum. Jpn. J. Exp. Med. 1984, 54, 143—151.