Где купить?

Древние традиции камчатской рыбалки

Люди появились на полуострове примерно 15 тысяч лет назад. Сейчас коренные жители Камчатки – это ительмены, коряки, эвены и чукчи.

Коряки живут на севере Камчатки в  национальном Корякском округе. Их насчитывается меньше 7000 человек. Чукчи – прирожденные мореходы, они выходили в море для охоты и рыбалки на больших байдарах, куда помещалось до 30 человек. Их по данным 2010 года живет на Камчатке всего полторы тысячи человек. Эвенов меньше 2000 человек. Ительменов  сейчас всего  около 2500 человек,  свой язык знает только старшее поколение.

У ительменов рыболовство всегда  было главным занятием, большое значение оно имело и для остальных аборигенов.  Археологические раскопки показали, что в основном ловили рыбу лососевых пород. Для ловли  использовали сети, которые плели из крапивы, ловушки-запоры, также били рыбу острогами.  На плетение одной сети требовалось около двух лет, а использовать ее можно было только год.

Первооткрыватель Камчатки Крашенинников писал, что рыба – практически единственная пища местных жителей и их верных помощников, собак. Даже летние месяцы называли по видам рыб, которые идут в это время  на нерест.

Для хранения рыбу вялили, квасили, солили, коптили и, конечно, замораживали. Чаще всего рыбу квасили, такая рыба называлась «кислой». В яму, обложенную травой, помещали свежую рыбу, сверху, поверх травы засыпали землей. Через месяц блюдо считалось готовым. Такой способ заготовки был в ходу до XX века. Запах у этого блюда был нестерпим для непривычного человека. Из всех видов лососей, но чаще из кеты и кижуча,  делали вяленую рыбу, юколу. Рыбу разделывали, потом развешивали на воздухе на специальных сушилах. Ительмены вялили также мойву,  корюшку.

Лососевую икру в основном сушили. Сушеная икра была самой удобной и сытной  пищей  в путешествии. Из сушеной  рыбы также делали порошок – порсу,  которую обычно  ели, смешивая с местными ягодами: брусникой, голубикой, морошкой.

Боги, обряды и приметы

Ительмены  почитали хозяина моря  Утлейгана, считалось, что рыбу-основной продукт питания,  в реках поселил  дух  Митг; в честь него устраивали праздник очищения в ноябре. Камчатское божество Хантай  –  полурыба, получеловек, что-то вроде русалки.  Считалось, что он  оберегал ительменов от невзгод. Каждый год проводился обряд очищения, для которого делали нового Хантая. Его 3 раза обносили вокруг ритуального костра, с песнями и танцами. Поставив  затем на землю, фигуру украшали и подносили рыбу, ягоды, грибы. Во время праздников исполнялись ритуальные танцы, в которых отражалась вся жизнь: охота на медведя, рыбалка, жизнь чавычи, которая приходит с моря в свою реку, чтобы оставить в ней потомство.

Ительмены считались весьма любвеобильным народом, исследователи считают, что это связано с их рыбной «диетой».

Чтобы летом в реке было много рыбы, коряки весной «вызывали» ее из моря. Первую пойманную кету тащили вдоль берега, приговаривая при этом: «Появись много кеты!». Так же поступали и с чавычой, кижучем, горбушей.

 Чтобы рыба не исчезла навсегда, нельзя было бросать ее с одного берега реки на другой.

Еще примета: если кижуч не зайдет в реку до 25 августа, то в этом году его уже не будет.

Коряки и чукчи поклонялись «хозяину моря»,  полуморжу-получеловеку.

Как жить дальше

Современная жизнь и прогресс  – не всегда благо для коренных народностей Камчатки.

 Веками налаженный образ жизни,  включающий оленеводство, охоту и рыбалку, оказывается под угрозой,  людей  лишают пастбищ  и морских угодий, пусть и  для потребностей  государства. Современные аборигены, как встарь, преимущественно  питаются рыбой: сушеной, копченой, свежей, вяленой.  Участки для рыболовства  коренным жителям  дают не всегда хорошие, они часто попадают под общие мероприятия по борьбе с браконьерством, хотя для них добыча рыбы и икры – не предмет наживы, а жизненная необходимость.  К тому же, люди нуждаются и в других продуктах питания, а цены на них очень высокие, даже на хлеб из-за удаленности большинства поселений, безработица высокая, а зарплаты низкие.

Вот о чем пишет житель Камчатки в письме Президенту, его письмо размещено на сайте express-kamchatka.com. «При Советской власти были созданы национальные предприятия для коренных народностей, где они могли зарабатывать и кормить свои семьи, сейчас рыбокомбинаты работают по три месяца в году, местное население не имеет постоянной работы, массово спивается...Квоты на вылов рыбы  предоставляются  в недостаточном объеме: камбала и навага по 10 килограммов в год на человека».

В Государственную программу Камчатского края «Реализация государственной национальной политики и укреп­ление гражданского единства в Камчатском крае на 2014-2018 годы»включена    подпрограмма  «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, прожи­вающих в Камчатском крае».

В официальном документе сказано:   «Целью подпрограммы  является создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока (КМНС), проживающих в Камчатском крае, на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

Задачи Подпрограммы: развитие традиционных форм жизнеобеспечения (промыслов) КМНС; … обеспечение укрепления здоровья КМНС; сохранение культурного наследия КМНС. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы  276857,73080 тыс. рублей».

Будем надеяться, что эта  подпрограмма будет выполнена и выделенные государством средства позволят аборигенам Камчатки   успешно  заниматься своими традиционными промыслами и ремеслами, и у малых народов будет большое будущее.

Коллаген морской

Коллаген морской